Тетраборат натрия в холодном фарфоре – как сделать липкую массу плотной и «шёлковой»?

Роль тетрабората натрия в холодном фарфора

В последнее время мне стало всё сложнее доварить холодный фарфор из кукурузного крахмала – масса очень долго оставалась тягучей, мягкой и липкой, будто жвачка. Стоило ее перегреть хотя бы на 2 градуса – комочек превращался в резину. Таким образом, мне приходилось работать то ли с недоваренной домашней полимерной глиной (вообще-то цветы из нее хороши, но в работе довольно неудобна – липнет, долго сохнет), то ли отправлять «перевар» в мусорное ведро.

А потом на форуме сайта say7 девочки подсказали, что можно использовать в качестве загустителя буру на глицерине, которая продается в аптеках, правда – не во всех. Видимо, свойств крахмала не хватало, чтобы загустить мою массу, а добавлять его сверх привычной нормы я не хотела.

Однажды я уже вмешала в липкий холодный фарфор дополнительный крахмал. Да, масса стала плотненькой даже без нагревания. А после «варки» и вымешивания – то, что доктор прописал: и не липнет, и сохнет быстро. Вот только цветы из такой массы получались очень хрупкие и совсем не гибкие.

Поэтому предостерегаю вас от попыток сделать массу плотной за счет увеличения дозировки крахмала. Нам нужен загуститель, то есть вещество, даже небольшое количество которого вмиг превратит липкую жижу в эластичный комочек, с которым работать – одно удовольствие. Преимущество покупных полимерных глин для керамической флористики именно в этих добавках. Потому что на одном крахмале, как я недавно с прискорбием осознала, долго не протянешь.

Ну а теперь о нашем «госте».

Зачем в холодный фарфор класть натрия тетраборат?

Тетраборат натрия имеет формулу Na2B4O7. Это вещество в народе называют «бура». Он продается в аптеке в виде раствора в глицерине. Стоит копейки. Этой штукой лечат молочницу и другие разные кожные болячки, но, правда, не во всех странах. В Европе это данное вещество запрещено даже продавать физическим лицам – только предприятиям для производства. Видите ли, вредно.

Пользоваться ли тетраборатом натрия или нет – ваш выбор. Я его не боюсь, в нашей стране он не запрещен (что, в общем-то, ни о чем не говорит), но продается далеко не во всех аптеках. Однако его можно заказать. Я также использовала это средство в медицинских целях, и оно помогло. Жива, здорова. Словом, я предупредила – некоторые эксперты считают буру на глицерине вредной, но решать вам.

Википедия расскажет, что буру добавляют в моющие средства и косметику, а также используют как отраву для тараканов и муравьев. Тут в обморок падать не стоит – способ известен всем: скатать из сухой борной кислоты шарики с яичным желтком и разложить по злачным местам. Насекомые эту вкусняшку пробуют, а потом подыхают от жажды. То есть не от якобы токсичности бора, а от его воздействия на исключительно их организм. Словом, бура – не дихлофос Big Smile О технике безопасности при работе с полимерной глиной я уже писала здесь.

А теперь покажу, какие чудеса творит этот загуститель. Заодно рассмотрим, как можно исправить недоваренный холодный фарфор.

Холодный фарфор липнет – что делать?

Вот такая масса: она жутко долго тянется. Почти как жвачка. При этом – липнет к инструментам (но к рукам – не так сильно). Лепестки из такого ХФ плохо держат форму и долго сохнут. Что можно сделать?

Как выглядит недоваренный холодный фарфор

Недоваренный холодный фарфор: мягкий, тягучий и липкий.

Как выглядит недоваренный холодный фарфор

Еще более тягучий и липкий ХФ.

Берем тетраборат натрия и капаем его в холодную массу. Допустим, с вечера вы сварили ХФ, но видите, что он мягковат. Греть еще сильнее боитесь, вдруг переварится. Тогда попробуйте оставить массу до утра или дайте ей хоть немного остыть.

А затем я надеваю полиэтиленовые одноразовые перчатки, смазываю их сначала детским маслом Джонсонс, разминаю ХФ на чистом и тоже смазанном маслом столе. А потом наливаю совсем немножко буры в глицерине на пальцы, размазываю по перчаткам и энергично начинаю вымешивать массу. Вся суть в том, чтобы равномерно и очень быстро распределить тетраборат внутри ХФ.

Если вы не верите в его загущающие свойства, то отщипните глины с наперсток да капните 1 – 2 капли буры. Вы увидите, что комочек немедленно стал резиновым. Стало быть, работает?

Но нам резина ни к чему. Потому в большую порцию ХФ добавляем буры по чуть-чуть, бешено вымешивая. Результат ждать себя не заставит: масса становится упругой, очень похожей на покупную полимерную глину. При этом поверхность ХФ приобретает некую гладкость, шелковистость. Если раскатать колбаску, то по ней можно провести пальчиком, будто по атласной ткани. Как мы знаем из опыта, домашний холодный фарфор по стандартному рецепту имеет совсем иную текстуру, а вот покупная глина – тоже шелковистая, аж щёчкой хочется прижаться (да, я маньяк!) Big Smile

Но самое главное – наша масса после добавления буры перестает тянуться, а легко отщипывается. Она гораздо суше, плотнее, приятнее в работе.

Как должен выглядеть правильно сваренный холодный фарфор

Тот же холодный фарфор после добавления тетрабората натрия. Не тянется, отщипывается.

Как должен выглядеть правильно сваренный холодный фарфор

При отщипывании остается вот такой «срез»

Как должен выглядеть правильно сваренный холодный фарфор

ХФ на разрыв. Тут край видно еще более четко.

Как должен выглядеть правильно сваренный холодный фарфор

ХФ легко сформировать к плотный брусок, в то время как недоваренный образец «растекался».

Как видим, за несколько минут липкий и тягучий холодный фарфор превратился в отличную глину, похожую на вид на покупную. Он прекрасно раскатывается, но сохнет всё равно не так быстро, как хотелось бы.

Для себя я приняла решение всегда пользоваться бурой на глицерине: она позволяет положить меньше крахмала, за счет чего количество пластификатора как бы «высвобождается», и лепестки после высыхания имеют большую гибкость в сравнении с ХФ, в котором крахмал и ПВА находятся в пропорции 1:1 по объему или крахмала даже больше.

Я попробовала положить 1 часть крахмала и 2 части клея (а не стандартно 1:1). Разумеется, как я ни нагревала такой ХФ, он все равно остался очень мягким. После вымешивания с тетраборатом «жвачка» превратилась в плотный, шелковый брусочек, а лепестки из этой массы гнулись еще сильнее, чем прежде.

Почему не стоит добавлять тетраборат во время варки? Не знаю почему, но в горячей смеси его фантастические свойства мне показались слабенькими, а на следующий день масса все равно превратилась в чересчур мягкую. А вот при добавлении буры в остывший ХФ без последующего нагревания происходят чудеса! Многие мастера готовят холодный фарфор без варки и добавляют в него побольше буры: говорят, в «сырой» массе ее свойства еще круче, чем в вареной.

На упомянутом выше форуме прочитала совет не класть в ХФ лимонный сок и глицерин, т.к. бура является антисептиком (то есть, новая цивилизация, с которой призван бороться консервант-лимон, нам не грозит), и к тому же – она уже разведена в глицерине. Я пока не пробовала отказаться от лимона и глицерина, тем более, что за последним я заметила загущающие свойства, о чем писала в статье Зачем в ХФ кладут глицерин.

Также отмечу, что тетраборат натрия продается и в виде белого порошка. Его советуют разводить в глицерине самостоятельно, нагревая при этом. Если добавить буру в массу в сухом виде, то она так и остается внутри крупинками. Некоторые мастера растворяют в глицерине сухую борную кислоту – это тоже дает некоторый результат, но я не пробовала.

Кстати, из тетрабората натрия делают хендгам, то есть – лизун! Это может понравиться детишкам, если, конечно, вы не боитесь буры.

Вот такой чудесный загуститель для домашней полимерной глины стал для меня открытием и влюбил в себя!

Всем вдохновения и побольше цветочностей!Feeling Good

Если хотите узнавать о свежих статьях и мастер-классах по почте, подписывайтесь на новости блога «Metally Flower – керамическая флористика для начинающих».


 

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

30 комментариев к записи “Тетраборат натрия в холодном фарфоре – как сделать липкую массу плотной и «шёлковой»?”

  1. Анна Ряхова:

    Дарья Кустовская, с самовнушением несогласна абсолютно! Для того бура и химическое вещество, чтобы менять химический состав смеси (ХФ) и придавать иные химические свойства!!! Я такого ещё не пробовала — но могу согласиться, что именно тетраборат натрия придаёт эту самую мягкость и гибкость. Именно он содержится в покупной глине Modern Clay Blue, которая очень быстро сохнет в процессе лепки, и такая гладкая, что к неё прижаться щёчкой хочется))) я тоже маньяк полимерный))
    Дашуня, мне понравилась твоя статья. Согласна с тобой полностью!Успехов тебе и дальше! Так глядишь и новую марку полимерной глины разработаешь!!! Потом останется только запатентовать PoliMeta Clay))) С названием я переборщила…
    Ещё одно хотела сказать, очень важно соблюдать схему готовки ХФ, я всегда ей пользуюсь, можешь посмотреть тут мою статью farfor-biser.info/izbezhat-perevar-holodnogo-farfora-r/

    • Metally:

      Анна, спасибо за коммент, я чуток подтерла ссылку, простите, пока не могу ее публиковать по-нормальному.

      Дарья Кустовская имела в виду самовнушение в отношении вредности буры и вообще процесса варки ХФ. В сети полно ужастиков на этот счет, к тому же бура таки запрещена во многих странах.

      А как Вам удалось узнать состав тайской глины? Там же ничего не написано на пачке:(
      Новый ингредиент я подсмотрела на форуме say7, там есть тема «холодный фарфор», поищите, а? Там такие же маньяки, как и мы))) Вот по совету девочек я и попробовала тетраборат, и это превзошло все мои ожидания!

      Вашу схему варки я знаю, уважаю и всем советую, и сама тоже использую. Правда грею до 54 градусов, не до закипания, потому что крахмалу это многовато будет. Экономится уйма времени, но потом комочек все равно приходится доваривать. То ли клей у меня сильно жидкий, то ли руки не оттуда))) И порой я его на 1 — 2 секунды передержу — и уже резина. Но теперь вот сознательно недовариваю и добавлю буру.

  2. На форуме посмотрю, спасибо.
    Дарья Кустовская, прошу прощения — неверно поняла Вас!
    В интернет-магазинах, где продают глину тайскую, сейчас предлагают её аналог и приписывают «без тетрабората натрия» — вот и весь секрет, оттуда я и узнала про него.
    А вообще глина немного попахивает с тетрабориком))Это не сильный запах, но уловимый.
    Ужастиков про него пока не смотрела, пойду на ликбез, погуглю)

  3. Дарья:

    Анна, ничего, бывает,как раз я и имела ввиду на счет вредности))))и влезу немного в ваш разговор…я тоже видела в инет-магазинах *без тетрабората натрия* и не предавала этому значения, пока не прочитала эту статью, я тоже думаю, что тайская глина имеет такой состав

  4. КитКат:

    Большое спасибо за ваш сайт и уйму дельных советов, и отдельное спасибо за эксперименты =)
    Я только только начала интересоваться самодельной пластикой и ваш сайт просто находкой)
    Хотелось бы спросить совета, или же просто уточнить одну непонятку… главная часть ХФ — клей…многие советуют Момент столяр… на многих видео рецептах видно что он белый… я недавно нашла такой же клей….но он абсолютно желтый и засыхает через 15 минут (ставила отдельный эксперимент ) , так же при варке сразу становится жёлтой резинкой… возможно ли что состав клея просто поменяли, или в сроке годности дело ?_? (не верю маркировке)
    Сегодня буду пробовать совет с тетраборатом без варки, может в таком виде этот клей даст положительный результат…

    P.s. заголовок статьи с ошибкой «тертаборат»…

    Заранее спасибо)

    • Metally:

      Спасибо огромное, не заметила ошибку! Исправила :-)

      По поводу клея — да, он бывает и просроченный, и бракованный. Производитель может поменять состав… Я пользуюсь своей дисперсией года два, и сначала она была белой, теперь вообще жутко желтая, и вариться стала хуже. То же говорят об Эскаро — из просроченного получаются негибкие цветы. Словом — кот в мешке. Столярным никогда не пользовалась, но его вроде хвалят. Правда, в некоторых рецептах он смешивается с белым ПВА. Может, за счет этого на видео масса кажется белой?
      Вообще-то желтизна мешает только в светлых букетах, а в листве и ярких деталях она не заметна — краска все перекрывает. Но вот белоснежные цветы слепить не получается.
      Я как раз на днях опубликую материал про белоснежность клея и глины.
      А что сохнет быстро, это скорее плюс — значит, и ХФ будет быстро высыхать, это ускорит сборку цветов.
      А если плохо варится, превращается в резину, то надо контролировать температуру варки. Буквально на 1 градус повысишь — и всё, уже комки. Но приловчиться реально. Я порой недовариваю, а потом вмешиваю тетраборат, и более-менее получается.
      Вообще вот это свойство — превращаться при варке в резину — фишка клея, бывают такие сорта. А Эскаро ПВА совсем иначе себя ведет, его нереально переварить.

  5. КитКат:

    Спасибо за ответ)
    Как жаль что постоянного качество от производителей ждать не приходится =\
    Сегодня купила клей момент супер пва, посмотрю как он будет себя вести в отдельно сделанной смеси, а после попробую перемешать с момент столяр… так сказать воспользуюсь советом)
    Ну я даже не знаю, нужно ли мне это качество — быстрая сушка … ибо я не по цветочным делам… скорее статуэтки и светильники … тут больше приветствовалась бы гибкость, а то все переживаю что упадет случайно и вдребезги…

    • Metally:

      Ещё говорят, что один и тот же клей ведет себя по-разному с варкой и без варки. Если использовать рецепт без термообработки, то есть с загустителями типа альгината натрия, карбокстметил-целлюлозы, то масса получается очень гибкой. Например, клей Д2 без варки дает очень пластичные изделия, а если варить с ним — получаются каменные цветы. Еще можете попробовать добавить в массу целлюлозу — волокна из медицинской пеленки, например. Также волокнистую целлюлозу можно купить. Она армирует массу, не дает ей биться. Я пока только пробую, но опытные мастера в восторге от этого метода. Кладут ее немного, на 200 г клея щепотку. Вот, Ирина предлагает несколько вариантов без варки Холодный фарфор — рецепт

  6. КитКат:

    Metally, огромное спасибо =3 обязательно воспользуюсь всеми советами ^^

  7. КитКат:

    Metally, тут еще созрел такой вопрос… я по экспериментировала с разными марками клея , разными пропорциями… пробных шариков понаделала, чтоб определить как долго просыхает и как поддается дальнейшим манипуляциям… так вот. Шарики в руках стали плавится оО чем это вызвано? в смысле что не так с ингредиентами? К рукам не прилипали, скатывались хорошо, форму правда плоховато держали, но не сильно страшно, просохли за трое суток, без проблем распилились, шлифовке тоже хорошо поддались…но в итоге стал мягким =\

    • Metally:

      То есть они высохли, а потом стали плавиться просто в руках, без какого-либо нагревания и т.д.? Очень странно. Никогда с таким не сталкивалась. Попробую спросить у коллег на форуме. А по какому рецепту Вы готовили массу? Кстати, форму шарика они должны держать хорошо.

  8. КитКат:

    Прошу прощение за долгое молчание…
    Да, он стал мягким и начал снова гнуться как пластилин…не размазывался, но приобрел такую значительную мягкость… странно так … Рецепт вроде обычный, без варки, тетраборат, крахмал картофельный экстра, момент супер пва-крем (на свой страх и риск) , глицерин, вазелин и масло джонсонс беби… вроде больше ничего с хф не контактировало… Форма шарика получилась не идеальной, с низу он все же был приплюснутый, но это кажется из за того что я переборщила с глицерином, я его добавила ложку,как в рецепте, но не учла что тетраборат тоже с глицерином)

    • Metally:

      А пропорции? Сколько клея и крахмала положили? И тетрабората?
      Мне кажется, что Вы из ХФ сделали что-то вроде хендгама (лизуна) — именно из тетрабората его делают. То есть масса превратилась что ли в гель… В рецепте без варки одного крахмала недостаточно, нужны другие загустители (не требующие нагревания): карбоксиметилцеллюлоза, альгинат натрия и др. Тут я писала об этом.
      Расскажите, пожалуйста, о пропорциях:-)

  9. КитКат:

    Metally, пропорции были такими : 200 гр клея, 100 крахмала , ложка толовая вазелина, так же ложка глицерина… тетрабората я точно не скажу сколько, ибо добавляла его постепенно, ориентируясь на то что получается…
    Ну на гель оно совсем не похоже) Ибо после того как размягший шарик полежит , снова становится твердым… будучи мягким он словно резиновый, и все деформации возвращает в первоначальный вид… по моему пластика себя так вести не должна… но вроде проблем это не вызывает, раскатанные тонким слоем , после высыхания, довольно таки гибкий чтоб порвать нужно постараться…

    • Metally:

      А клей и крахмал по объему взят? Я просто никогда не взвешиваю, а насыпаю в одинаковые по объему чашки поровну. То есть 1 чашка клея, 1 чашка крахмала. Если у Вас 2:1 клей:крахмал (по объему), то это маловато, лучше крахмала добавить.
      А сколько сохли шарики? Может, они просто до конца не застыли? Примерно через 1 — 2 сутки должны полностью высохнуть, если диаметр около 3 см. Если крупнее — то еще дольше.

  10. Дарья:

    Простите, что влезла, вставлю свои «5 копеек»… КитКат, вы явно переборщили с «бурой, если масса для фигурок, в основном, то крахмала маловато, как сказала Дарья, надо 1:1 Я так пыталась сварить массу с бурой (не вымешивая), после добавления ее в сырую массу с клеем и крахмалом все свернулось и получилась что-то похожее как у вас. Ни на глину не похоже, но и на этот лизун тоже не похоже. Пришлось сразу же выкинуть, т.к. лепить из «этого» было невозможно)))))

  11. КитКат:

    Мetally, да,я брала по объему… хм, поробую вмешать еще немного крахмала, думаю ничего не случится, он ведь в моем случае играет роли наполнителя, так ведь ? хХ
    Ну у меня были разные, но в основном по 1.5 сантиметра в диаметре….я их оставляла на подольше, по этому лежали трое суток… может уже на вторые были готовы)

    Дарья, Ну я с бурой её не варила =) И получилось как раз таки похожее на глину ХД И лепить из неё вполне можно, думаю для цветов не годится, но дя моих целей сойдет) и для мелочевки сойдет, если с феном…

  12. Metally:

    Да, смело добавляйте еще крахмала — раз без варки делали, то принципиально это не ухудшит картину. А варить не хотите?

  13. КитКат:

    Мetally, я бы с радостью, но что то при варке у меня совсем ничего не получается, и я каким то образом случайно спалила рукавицу-прихватку… так что я пока с варенной пластикой не в ладах =)

  14. Снежана:

    Добрый вечер,сварила сегодня с гораздо меньшим количеством крахмала. Помесила до остыва. Добавила Тетроборат(в аптеке у нас без проблем продают ). Капала на лодонь и месила(добавляла раза4 понемножечку совсем) . Получилось как у вас на фото ,довольна….как удав. Завтра погляжу как будет. Спасибо вам что делитесь информацией и своими опытами .

  15. Снежана:

    Отщипнула кусочекк,вмешала жёлтый цвет(масло),отмолдила листок,буду смотреть дальше. Прошло часа 3 ,не сохнет. Утром отпишу что будет . Но по крайней мере не крошится и не смотрится как изделие из теста…Ыыыыыыыыыыыыыыы. Катается тонко,при обработке краёв стеком не рвётся . В любом исходе- это лучшее что пока получалось .

  16. Снежана:

    Утро.лепесток подсох,но не окончательно , гнётся, на солнце просвечивает,поддаётся изменениям в положении.Спасибо ещё раз за информацию. Да,с вечера в кусочек сваренного добавила ещё больше тетрабора ,резинка получилась,мягкая,липучая. Так что тут главное не «переборщить» с тетрабор.Что посоветуете вмесить если такой эффект?

    • Дарья:

      Лучше не перебарщивать;-) Можно попробовать вымесить с кремом, но, как правило, не помогает. Стоит взять за правило добавлять буру по чуть-чуть, даже если спешишь. Хотя хочется побыстрей, побыстрей, а оно вот как получается.

  17. Снежана:

    Тот кусочек где переборщила запихнула в микроволновку ,по 15 сек. 3 раза. Месила. Остыл в пакете,загустел.Значит при термической обработке тетрал теряет свойства…по крайней мере значительно точно . Кусочек стал как весь основной вчерашний .

    • Дарья:

      Снежана, это открытие! Спасибо! Я подозревала, потому что если добавлять буру перед варкой — толку с нее нет. Но даже не думала, что безнадежный «резиновый» кусочек после нагревания снова станет мягким! :-)

  18. Снежана:

    Да девчонки, сразу после прогревания стало ещё хуже(разжижился сильно и липкий ),о когда в кульке полностью остыл(часов 5-6 точно прошло)стал таким как до добавления большего количества тетраба .
    Лепесток жёлтый подсох, оболденно упругий ,упругость типа как резиновые игрушки для малышей.

    • Дарья:

      Ну так здорово же, да? Лепестки и должны быть такими! Теперь понаблюдайте за ним. Бывает, что через несколько недель (или лет…) гибкость исчезает.

  19. Снежана:

    Дарья,я прям боюсь сглазить. Наделала лепестков и листьев для ириса . Позасовывала в формочки сушиться. Проволочки вставила в лепестки через часа 4 ,без проблем . Это для меня была больная тема…они всегда прорывали массу. Вчера в магазе увидела коробки с киндера сюрпризами,они там вставлены в пласт . формы ,выциганила у продавца,оказывается они их как яйки покупают,выкидывают . Как оболденно туда лепестки ложить!

  20. Наталья:

    Здравствуйте. Я безумно рада, что нашла на просторах «паутины» Ваш сайт. Спасибо огромное за такое количество полезной информации.
    Я новичок, сварила глинку и она оказалась немного недоваренной. Расстраиваться не стала, а налепила шиповник, малинку, черноплодную рябину. Будет в вазочке летне-осенний букет. Теперь поищу тетраборат.
    Ещё хотелось бы поделиться маленьким изобретением. Мне очень не нравится запах клея в глинке. Он совсем не резкий, но где-то на подсознательном уровне портят творческий настрой. Так вот, я стала добавлять перед варкой в смесь совсем немного ванилина. Теперь я не только процессу лепки радуюсь, но и готовые изделия имеют слегка уловимый запах ванили. Больше 2х лет назад слепила декабриста, до сих пор пахнет. Возможно кому то пригодится.

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика